09:07 

перспективы и варианты разрешения известных территориальных споров в ЮКМ

В последнее время ситуация, складывающая в Южно- Китайском море, все более кажется одним из основных источников угроз не только для стран ЮВА, но и для всего мира. Многочисленные острова и архипелаги ЮКМ являются объектами территориальных споров между разными странами. Претендентов на обладание островами можно условно разделить на КНР и «все остальные». Основными источниками конфликтов в регионе в целом являются корейский и тайваньский вопросы, споры за острова Сенкаку (Дяоюйдао), а так же конфликты в ЮКМ.
В наши дни предпринимаются многократные попытки урегулировать территориальные споры в данном регионе. Так, например, в 2002 году Китай и АСЕАН подписали «Декларацию поведения сторон в Южно-китайском море», на основе данной декларации позднее должен был быть создан «Кодекс поведения в ЮКМ», который, однако, так и не был создан до сих пор.
ЮКМ море богато углеводородами, а так же рыбными ресурсами, что делает его лакомым куском для всех сторон конфликта. Демаркационные линии, предложенные этими странами, заходят далеко на чужую территорию. Однако же основной причиной агрессивной политики КНР в регионе является желание создать как можно более широкую зону безопасности, недоступную для военных судов третьих стран (США и их союзников). Сделав ЮКМ практически внутренним, КНР значительно ослабит военное присутствие США, вынудив их обходить данную зону вдоль Австралии.

Острова Спратли

В 1988 году китайские и вьетнамские корабли вступили в бой у островов Спратли. Победа досталась китайской стороне. Всеми силами Китай старался убедить АСЕАН и мировое сообщество, что имеет территориальные претензии исключительно к вьетнамской стороне, однако после вывода американского военного контингента с Филиппин в 1991, Китай начал высказывать претензии на акваторию всего ЮКМ. Китай апеллирует к документам эпохи Хань, в которых говорится об открытии этих вод китайскими мореплавателями. Однако подобные заявления международным сообществом рассматриваются как абсурдные, а реальная принадлежность островов характеризуется наличием на них инфраструктуры, администрации и т.д. Подобная характеристика затруднительна с тем условием, что большинство островов и архипелагов были не заселены вовсе.
По мнению вьетнамской стороны, "бычий язык"- одностороннее решение Китая, не имеющее под собой никаких реальных юридических обоснований и не относящееся к конвенции ООН от 1982 года (конвенция ООН по морскому праву).
Сейчас же де-факто острова Спратли поделены между несколькими странами, успевшими построить на них свои вертолетные площадки, склады, аэродромы и военные базы. Соотношение сил следующее: Вьетнаму принадлежит 25 островов, Китая- 12 (самая развитая инфраструктура, военные базы, вертолетные площадки и т.д..), Филиппины- 9 островов (имеет самую протяженную взлётно-посадочную полосу, длинной 1300м.), Малайзия- 5 островов, Тайвань- 1 остров (самый большой- Тайпиндао).
Таким образом, ситуация на островах Спратли уже перешла в статичную форму, но сувернитет над каждым островом постоянно оспаривается.
Острова Лианкур
Спор за острова Лианкур- один из немногих территориальных споров, в который не вовлечена напрямую китайская сторона. Корейское название островов- Токто. Сейчас на них нет постоянного населения, за исключением южнокорейского полицейского отделения, южнокорейской администрации и обслуживающего персонала маяка.
В 1905 году, еще до полной аннексии Кореи, острова Лианкур перешли к Японии. После второй мировой войны остро встал вопрос о сувернитете над островами. С одной стороны, острова были присоединены к Японии еще до аннексии Кореи, поэтому неясным остается вопрос о необходимости их передачи корейской стороне. В то же время южнокорейские специалисты оперируют многочисленными историческими документами, подтверждающими принадлежность данной территории к средневековой Корее.
Как бы то ни было, данная тема до сих пор остается камнем преткновения для двух государств: в 2012 году президент Республики Кореи Ли Мён Бак посетил с визитом экологический заповедник на этих островах, что вызвало бурю негодования с японской стороны. Были отменены или перенесены 104 культурных, спортивных мероприятий.

Решение конфликта до сих пор не найдено, т.к. с одной стороны решение Верховного Командования оккупационных Сюзных сил причисляет острова Лианкур к территориям, от сувернитета над которыми Япония должна отказаться, но окончательный мирный договор, подписанный в Сан-Франциско не упоминает их вовсе. Таким образом, привлечение третейского судьи и окончательное юридическое обоснование принадлежности островов могли бы поставить точку в данном споре.

Острова Сенкаку

Острова Сенкаку перещли под японскую юрисликцию в 1885 году, на основе права terra nilius - "ничейной змели". В начале двадцатого века территория островов принадлежала Японии. На них постоянно проживали около 200 рыбаков. После второй мировой войны в начале 1970х США передали Окинаву и острова Сенкаку Японии, но в 1992 году Китай объявил данную теритрию исконнно китайской.
Китайская заинтересованность островами началась в середине 60-х годов, когда специальной комиссией ООН в районе были обнаружены богатые залежи углеводородов.
В 21 веке начался ряд консультаций по проблеме островов Сенкаку. Обе стороны критикуют разработку нефти и газа на данной территории противоположной стороной, считая острова своей зоной влияния. В 2012 году прошел ряд протестов в Китае, сопровождаемых погромами японских кварталов и японских автомобилей. Вызваны погромы были покупкой Японией части островов у частных владельцев. В последствии к островам был направлен китайский ВМФ.
До сих пор конфликт не разрешен. Китайские доказательства принадлежности островов Сенкаку Китаю не имеют прочной основательной базы, однако Япония не имеет силовых методов для удержания своей власти на островах. В ближайшее время конфликт вряд ли будет разрешен, если только китайская сторона не решится действовать более грубо и силой захватить острова, тем самым положив начало вооруженному столкновению в регионе.
Сегодня Китай осуществляет весьма агрессивную политику, пытаясь гнуть свою линию, покуда соперник не сдастся. Это напоминает войну на изматывание. Китай, нарушая все договоренности, настаивает на своем, в то же время громко заявляя о готовности к конструктивному диалогу и желании решать существующие проблемы, исходя из интересов всех стран. Так, в 2012 году Китай выпустил новую серию биометрических паспартов, содержащих карту страны, на которой спорные территории, такие как о.Спратли, Парасельские острова, Тайвань и многие другие были отмечены девятипунктирной линией, как территории Китая. Подобная акция вызвала бурные негодования со стороны Филиппин и Вьетнама. МИД Китая же призвал не придавать особо значения карте в паспортах.
Другим примером может служить открытие города Саньша на о.Юнсин (парасельские острова). Не смотря на протесты со стороны Ханоя, Саньша продолжает существовать и является популярным туристическим маршрутом.
Сегодня мы можем явственно наблюдать, что для решения конфликтов в ЮКМ силы АСЕАН явно не достаточно, чтобы противопоставить её Китаю. В 2012 году в Пномпене на министерской конференции АСЕАН Вьетнам выступил с предложением в коммюнике встречи осудить Китай за агрессивную политику в регионе, однако коммюнике так и не было принято из-за разногласий стран-участниц по этому вопросу. Даже в едином, казалось бы, блоке АСЕАН существую страны, оказывающие поддержку китайской политике (Бруней, Камбоджа, Вьетнам)
Будут ли решены территориальные споры в ЮКМ, и могут ли они быть решенными? На сегодняшний момент можно точно сказать, что в ближайшее время мало что поменяется в этом вопросе. Китай остается политическим гегемоном в регионе, диктующим свои условия и пренебрегающим любыми международными договоренностями. Зам. Министра иностранных дел КНР Лю Чжэньминь заявил относительно обращения Филиппин в Гаагский суд: «Китай не примет участия в этом арбитраже и не признает его». Одновременно с этим китайская сторона подчеркнула, что хозяйственная деятельность Пекина в ЮКМ «не направлено против третьих стран и никак не повлияет на них». Подобный политический тон Китай сохраняет по всем территориальным спорам, жестко преследуя свои интересы и настаивая на легитимности своих действий.
Для коренного изменения ситуации необходимо, чтобы Китай столкнулся с куда большей силой в регионе, нежели АСЕАН, Япония или Корея. Возможно, при более активной поддержке США и всего мирового сообщества такая сила и могла бы возникнуть, но здесь остро встает проблема отсутствия рычагов давления на китайскую сторону. В ЮКМ КНР обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы бросить вызов США с их формальными и неформальными союзниками, так что конфликт не будет решен ни с позиции силы, ни с позиции дипломатии в ближайшее время. Единственное, что может сильно поколебать сложившееся хрупкое равновесие- дипломатический просчет одной из сторон.

URL
   

Обо всем

главная